Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
123

Министерство образования и науки
республики Дагестан

Версия для слабовидящих
  • OK
  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Rutube
ГЛАВНАЯ МИНИСТЕРСТВО ДОКУМЕНТЫ ПРЕСС-ЦЕНТР ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТКРЫТОЕ МИНИСТЕРСТВО
Деятельность /  Государственный контроль (надзор) в сфере образования / 

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования

 

Министерства образования и науки Республики Дагестан осуществляет переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия Российской Федерации в сфере образования по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Республики Дагестан, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора) осуществляется Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 997.

 

Под государственным контролем (надзором) в Российской Федерации понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Государственный контроль (надзор) должен быть направлен на достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

 

В соответствии со статьей 93 Федерального закона от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере образования, государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.

Минобрнауки РД осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования и государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования.

Предметом федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:

соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;

соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;

исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.

 

Объекты государственного контроля (надзора) подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска). Критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления государственного контроля (надзора) представлены в приложении № 1 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.

 

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Критерии отнесения объектов контроля

Категория риска

I. Критерий тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований

1. Деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - контролируемые лица), по реализации одной или нескольких основных образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию образовательной деятельности (за исключением образовательных программ дошкольного образования, основных программ профессионального обучения), и (или) дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций (далее - образовательная деятельность контролируемых лиц)

низкий риск

II. Критерии вероятности несоблюдения обязательных требований

2. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии обращения (жалобы, заявления), признанного обоснованным по результатам рассмотрения в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору), от физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, средств массовой информации, о фактах нарушения контролируемым лицом обязательных требований и (или) исполнения решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в течение календарного года, предшествующего дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

средний риск

3. Образовательная деятельность контролируемых лиц при наличии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, предусмотренного одной или несколькими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статьей 5.57, статьей 9.13, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.20 и 19.30, статьей 19.30.2 (в части сведений о выданных документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении) в период 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к определенной категории риска

средний риск

4. Образовательная деятельность контролируемых лиц при одновременном наличии критериев вероятности несоблюдения обязательных требований, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа

высокий риск

 

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого контрольным (надзорным) органом в сфере образования и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде выездных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - один раз в 4 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в виде документарных проверок в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесенных к определенным категориям риска, проводятся со следующей периодичностью:

для категории высокого риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - один раз в 4 года;

в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.

 

Основания для проведения контрольных (надзорных) мероприятий:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

 

Виды контрольных (надзорных) мероприятий:

1) документарная проверка;

2) выездная проверка;

3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг

безопасности).

 

Сроки проведения проверок:

документарная проверка – 10 рабочих дней;

выездная проверка – 5 рабочих дней;

выездная проверка с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи – 10 рабочих дней;

выездная проверка, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия, аудио- или видеосвязи, в отношении субъектов малого предпринимательства – не более 50 часов для малого предприятия и не более 15 часов для микропредприятия.

 

Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия министром образования и науки Республики Дагестан (заместителем) принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Контролируемое лицо должно быть проинформировано о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала путем направления

контролируемому лицу копии решения о проведении выездной проверки посредством почтовой связи и (или) по электронной почте (при наличии).

К проведению контрольного (надзорного) мероприятия могут быть привлечены эксперты и экспертные организации.

При проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае выявления нарушений обязательных требований для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может быть использована фотосъемка, аудио- и видеозапись.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования вправе привлекать к осуществлению экспертизы в рамках проведения контрольного (надзорного) мероприятия экспертов и экспертные организации.

 

Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе документарной проверки:

а) истребование документов;

б) получение письменных объяснений;

в) экспертиза.

Должностное лицо, уполномоченное на проведение документарной проверки, по окончании проведения документарной проверки составляет акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт проверки). Документы и иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, приобщаются к акту проверки.

 

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица и (или) его филиалов.

Выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в ходе выездной проверки:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов;

г) получение письменных объяснений;

д) экспертиза.

Оформление акта проверки производится на месте проведения выездной проверки в день окончания проведения выездной проверки.

 

Индивидуальный предприниматель вправе представить в контрольный (надзорный) орган в сфере образования информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае его болезни или смерти близкого родственника (родителя, сына, дочери, дедушки, бабушки, внука), подтвержденных соответствующими документами.

 

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня приостановления действия лицензии контролируемого лица на осуществление образовательной деятельности направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Должностные лица проводят наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) в отношении объектов государственного контроля (надзора) на основании задания руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования.

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования при наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) проводит сбор, анализ данных об объектах государственного контроля (надзора), имеющихся у контрольного (надзорного) органа в сфере образования, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных:

данные мониторинга системы образования;

сведения из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;

сведения о наличии (отсутствии) лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (при реализации образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну);

сведения из федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования;

сведения из федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

сведения из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования;

информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет".

 

Предписание

 

Контролируемое лицо до истечения срока исполнения предписания вправе уведомить контрольный (надзорный) орган в сфере образования об исполнении предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований, по почте и (или) электронной почте.

Должностное лицо в течение 30 рабочих дней со дня поступления уведомления, представленного в соответствии с п. 51 Положения, рассматривает указанное уведомление в целях оценки исполнения выданного предписания и информирует руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования о результатах рассмотрения документов и сведений, представленных контролируемым лицом.

В случае исполнения контролируемым лицом предписания контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения уведомления, представленного в соответствии с п. 51 настоящего Положения, направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня введения в отношении контролируемого лица запрета приема на обучение, направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 5 рабочих дней со дня лишения контролируемого лица государственной аккредитации направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Контрольный (надзорный) орган в сфере образования в случае возобновления приема на обучение до истечения установленного срока в течение 5 рабочих дней направляет контролируемому лицу соответствующее уведомление по почте и (или) электронной почте (при наличии).

Контролируемое лицо до истечения срока исполнения вновь выданного в соответствии с ч. 3 ст. 93.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписания вправе уведомить контрольный (надзорный) орган в сфере образования об исполнении вновь выданного предписания с приложением документов и сведений, подтверждающих устранение выявленных нарушений обязательных требований, по почте и (или) электронной почте.

Должностное лицо в течение 30 рабочих дней со дня поступления уведомления, представленного в соответствии с п. 57 Положения, рассматривает указанное уведомление в целях оценки исполнения вновь выданного в соответствии с ч. 3 ст. 93.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписания и информирует руководителя (заместителя руководителя) контрольного (надзорного) органа в сфере образования о результатах рассмотрения документов и сведений, представленных контролируемым лицом.

 

В случае исполнения контролируемым лицом выданного в соответствии с ч. 3 ст. 93.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предписания контрольный (надзорный) орган в сфере образования в течение 7 рабочих дней со дня рассмотрения уведомления, представленного в соответствии с п. 57 Положения, направляет контролируемому лицу уведомление об исполнении предписания по почте и (или) электронной почте (при наличии).

 

Аккредитационный мониторинг

 

С 1 марта 2022 года аккредитация школ и организаций СПО станет БЕССРОЧНОЙ. Но при этом будет введен аккредитационный мониторинг.

В соответствии с ч.3 ст. 97 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках мониторинга в системе образования осуществляется аккредитационный мониторинг, предметом которого является систематическое стандартизированное наблюдение за выполнением организациями, осуществляющими образовательную деятельность, аккредитационных показателей.

 

Согласно Методике расчета аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021 № 868, (утв. Минпросвещения России, Рособрнадзором 04.05.2022) аккредитационные показатели устанавливаются для целей государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществления аккредитационного мониторинга и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

Аккредитационные показатели представляют собой совокупность обязательных требований, установленных в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к качеству образования..

НОО, ООО и СОО

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021 № 868 «Об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

 

СПО

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 29.11.2021 № 869 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам среднего профессионального образования»

 

Так, у школ будут учитываться такие показатели, как соответствие образовательных программ Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и соответствие ФГОСу результатов обучения.

Также будет учитываться: доля учителей, которые имеют первую или высшую квалификационные категории; доля педагогов, прошедших по своему профилю повышение квалификации за последние три года; обеспеченность каждого школьника учебниками и наличие электронных библиотек.

В ходе мониторинга будет учитываться доля выпускников, получивших доступ к государственной итоговой аттестации (ГИА) в 9 и 11 классах, доля выпускников, которые не набрали минимальное количество баллов по обязательным предметам при прохождении итоговых экзаменов.

В ходе аккредитационного мониторинга организаций СПО, в том числе будут учитываться

  Показатель трудоустройства выпускников в течение года после окончания обучения;

Результаты демонстрационных экзаменов; наличие электронной информационно-образовательной среды;

Доля работников, имеющих стаж работы по профилю реализуемой образовательной программы и другие показатели.

Правила осуществления мониторинга системы образования утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662.


Опубликовано:2022-09-29 00:00:00
Обновлено:2022-09-29 13:05:36
Навигация

Опрос

Изменилось ли Ваше отношение к ЕГЭ после сдачи экзаменов?
Нет, всегда считал что ЕГЭ – это нормальная форма экзамена
Да, ЕГЭ оказывается не так страшен, как о нем говорили
Мне ЕГЭ никогда не нравился
Результаты
Киноуроки в школах России Портал государственных и муниципальных услуг Всероссийская олимпиада школьников Официальный интернет-портал правовой информации