Обычная версия сайта Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A
123

Министерство образования и науки
республики Дагестан

Версия для слабовидящих
  • Instagram
  • Twitter
  • Facebook
  • ВКонтакте
  • YouTube
ГЛАВНАЯ МИНИСТЕРСТВО ДОКУМЕНТЫ ПРЕСС-ЦЕНТР ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ОТКРЫТОЕ МИНИСТЕРСТВО
Пресс-центр / СМИ об образовании / 

«Об оплате труда работников образования»

Управление экономики и бюджетного процесса «Об оплате труда работников образования»

   Любое государство начинается со школы. Уровень развития страны (исключений тут практически не бывает) всегда и везде напрямую зависит от уровня развития системы среднего образования — прочный дом всегда стоит на прочном фундаменте.

  Чтобы получить представление об экономике региона, уровне жизни в нем, не обязательно залазить в экономические дебри, выясняя величину валового регионального продукта и высчитывая бюджетообеспеченность каждого жителя. Есть более простой способ — достаточно поинтересоваться, какую зарплату получают в стране школьные учителя. Для Дагестана вопрос этот крайне болезненный — практически каждую неделю в редакцию «НД» обращается очередной школьный учитель по «зарплатному» вопросу. «Почему, — интересуются они, — на фоне заявлений о том, что в наших школах подняли зарплаты и дагестанский учитель сегодня в среднем должен получать почти 15 тысяч рублей, мне, как и прежде, начисляют всего 7 тысяч? Помогите разобраться с нашими зарплатами и объясните, откуда берется такая разница». «НД» решило провести собственное расследование, чтобы выяснить, какую зарплату сегодня должен получать дагестанский учитель. Разговор с корреспондентами «НД» начальник Управления экономики и бюджетного процесса Министерства образования и науки Дагестана Светлана Амаршаева начала с краткого экскурса в историю вопроса. — Согласно законодательству Российской Федерации полномочия по установлению порядка финансирования образовательных учреждений делегированы субъектам. Проще говоря, финансирование системы образования возложено на регионы. 1 ноября 2007 года Народное собрание РД приняло Закон №47, определяющий методику распределения средств, причитающихся бюджетам муниципалитетов на реализацию основных общеобразовательных программ. Основой данной методики является норматив расходов на финансовый год на одного ученика. Сюда входит зарплата учителей и начисления на нее, компенсация за методическую литературу педагогическим работникам, а также учебные расходы, непосредственно связанные с осуществлением образовательного процесса (покупка учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные нужды и т.д.). Теперь, собственно, о зарплатах. С 1992 года в России была введена единая тарифная сетка по оплате труда (ЕТС), согласно которой существовала 18-разрядная система оплаты труда — с 1-го по 18 разряд. Разряд работника при этом определялся по его образовательному уровню и стажу работы. У педагогических работников при этом диапазон разрядов составлял с 7-го по 14-й. 7-й — это минимальный разряд, 14-й — максимальный, соответствующий высшей квалификационной категории. 13-й разряд — это I категория, 12-й — II, все, что ниже — без категории. Не подумайте, что я лезу в дебри, это очень важный момент, поскольку без него вы не разберетесь в наших сегодняшних реалиях.

  Где-то с 2009 года Россия перешла на новую систему оплаты труда, отказавшись от Единой тарифной сетки. Происходило это не одномоментно, поскольку порядок определяли регионы. В Дагестане новая система начала работать с сентября 2009 года. При этом тогдашний президент Дагестана Муху Алиев поручил нашему министерству с апреля 2009 года начать эксперимент по введению новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях. Нормативных документов никаких не было, их мы должны были разработать сами. Проходил эксперимент в 13 государственных учреждениях, подведомственных министерству, и одном муниципальном — Махачкалинской гимназии №13

  Постановлением правительства РД от 28.04.2009 №117 «О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Республики Дагестан» органам исполнительной власти республики было поручено разработать проекты положений об оплате труда работников подведомственных учреждений. Согласно положению, разработанному Министерством образования и науки, размеры окладов работников определялись применительно к ранее установленным ведомством, исходя из тарифных разрядов оплаты труда Единой тарифной сетки. Получается, что мы как бы отказались от Единой тарифной сетки, но при этом определили должностные оклады, которые были по-прежнему привязаны к разрядам.

  В 2010 году Минсоцразвития  России своим приказом внес изменения в тарифно-квалификационные требования по должностям. По ряду педагогических должностей был исключен педагогический стаж, и основным требованием стало только наличие образования — либо среднего профессионального, либо высшего. Поэтому мы обратились в правительство РД, чтобы в постановление №117 были внесены изменения. При этом мы руководствовались следующими соображениями — раз требований к педстажу нет, выпускнику, приходящему в школу после окончания профессионального образовательного учреждения, сразу же должен быть определен размер должностного оклада на уровне бывшего 11-го разряда по Единой тарифной сетке.

         Согласно постановлению правительства РД №129 от 15 марта 2013 года, для педагогических работников образовательных учреждений определены три должностных оклада (вместо восьми). Поскольку по положению об аттестации педагогических работников вторая квалификационная категория оказалась упразднена, сегодня педагогические работники, в том числе и школьные учителя, делятся на три группы — имеющие первую и высшую квалификационную категорию и те, кто ее не имеет.

  Для примера тут следовало бы привести оклады всех этих трех групп педагогов, но я сознательно хотела бы это сделать чуть позже. Сначала следует рассказать о майском (2012 года) Указе президента России Владимира Путина №597, согласно которому средняя заработная плата педагогических работников учреждений общего образования должна быть в 2013 году доведена до уровня средней по регионам. В этом году для Дагестана она определена на уровне 14887,3 рубля. Именно на эту цифру мы и ориентировались, рассчитывая должностные оклады педагогических работников

  В итоге мы вышли на следующие цифры: сегодня размер должностного оклада педагога-психолога, старшего инструктора-методиста, воспитателя, мастера производственного обучения, методиста — 6123 рубля. Если при этом они имеют первую квалификационную категорию, размер их оклада составит 6613 рублей, а при высшей — 7142 рубля. Если это учитель, то при отсутствии категории его размер должностного оклада будет 6615 рублей, при наличии первой категории — 7144, и высшей — 7680 рублей. Это должностной оклад за ставку, которая составляет 18 часов преподавания в неделю. Следует отметить, что нагрузка учителей в городах и районах республики существенно разнится. Есть районы, где учитель в среднем работает на 1,25 ставки, в других нагрузка составляет 0,95 ставки на педагога. К примеру, в Агульском районе на 356 педставок работает 364 учителя; в Акушинском на 1280 ставок работает 913 человек; в Карабудахкентском на 1242 ставки работает 1301 учитель; в Табасаранском на 1520 ставок работает 1754 человека; в Левашинском на 1259 ставок — 965 работников; в Махачкале на 5428 ставок — 4395 учителей. Естественно, там, где нагрузка у учителей выше, выше и их зарплаты.

  Очень важный момент: я говорю пока только о должностных окладах. Согласно положению о новой системе оплаты труда заработная плата состоит из базовой и стимулирующей части. При этом базовая часть заработной платы в свою очередь состоит из должностного оклада, повышающих коэффициентов (за специфику работы, наличие звания «Заслуженный…» и «Народный…», ученой степени), а также компенсационных выплат (классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом, учебно-опытным участком и т.д.). Например: если учитель работает в сельской местности, то его должностной оклад увеличивается на 25%, то есть это уже не 6615, а 8269 рублей для учителя без категории, при наличии первой и высшей категорий — это 8930 и 9600 рублей соответственно.

  Существуют еще повышающие коэффициенты, которые зависят от типа образовательного учреждения. Есть такое понятие «инновационные образовательные учреждения». Это лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Так вот педагоги, работающие в этих учреждениях, получают надбавку к должностному окладу 15%.

  То есть у нас есть должностной оклад, к нему применяются повышающие коэффициенты плюс компенсационные выплаты, которые исчисляются в процентах. Это как бы доплата за работу, не входящую в круг непосредственных должностных обязанностей. К примеру, проверка тетрадей, классное руководство, заведывание кабинетами, учебно-методическими цикловыми комиссиями, кружками и т.д. Так, за классное руководство учителя начальных классов получают 15-процентную компенсационную выплату; учителя старших — 20-процентную; педагоги, работающие в учреждениях НПО, СПО, — 15-процентную; за проверку письменных работ в 1-4 классах, по родному языку русской школы и русскому языку национальной школы, по русскому языку и литературе в 5-11 классах — 15-процентную, по математике, иностранному языку — 10-процентную, по химии, физике, черчению — 5-процентную.

  Плюс сумма вознаграждения за классное руководство в общеобразовательных учреждениях за счет средств федерального бюджета до 1000 рублей, в зависимости от количества учащихся: для города — от 25 учащихся и выше, для села — от 14 и выше. Если количество учащихся менее нормы 25 и 14 начисление производится пропорционально количеству учащихся в классе. Все это входит в так называемую базовую часть заработной платы, но предусмотрена еще и стимулирующая часть. Стимулирующая часть заработной платы с 1 января этого года для педагогических работников общеобразовательных учреждений составляет не менее 33% (раньше было 15%) от педагогического фонда оплаты труда (вся базовая часть оплаты труда без федерального вознаграждения за классное руководство). К примеру, совокупная зарплата всех учителей в школе (речь идет о базовой части) составляет 1 млн рублей. За счет средств бюджета к этим деньгам добавляется 33% от этой суммы — 330 тысяч рублей. Эта сумма может быть больше, но никак не меньше 33%. В положении об оплате труда определены условия и размеры выплат стимулирующего характера. Установление стимулирующих выплат осуществляется органами самоуправления учреждения образования по представлению руководителя учреждения. Орган самоуправления создает специальную комиссию по распределению стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников. В эту комиссию входят директор учреждения, представители органов самоуправления, научно-методического совета и профсоюзной организации. В методических рекомендациях по применению положения об оплате труда прописано, каким образом осуществляются выплаты стимулирующего характера. Мы акцентировали внимание на том, чтобы стимулировать педагогического работника за качество его труда. При этом был определен примерный перечень показателей, позволяющих учителю претендовать на выплаты из стимулирующей части заработной платы. Мы сознательно не оформляли эти рекомендации в виде приказа, чтобы у каждого педагогического коллектива была возможность откорректировать предлагаемый перечень показателей с учетом специфики каждой школы. Поэтому предлагалось этот примерный перечень стимулирующих показателей коллегиально обсудить, дополнить или же, наоборот, сократить.  

  К примеру, для одной школы наиболее важным оказывалось участие школьников в олимпиадах, число подготовленных медалистов, результаты ЕГЭ и т.д. В другой школе акцент делался на средний балл питомцев того или иного учителя, отсутствие неуспевающих учеников. В общем, полная свобода выбора, лишь бы стимулирующие выплаты действительно «работали», поощряя учителя к повышению своего профессионального мастерства.

  На практике начисление выплат стимулирующего характера осуществляется следующим образом: каждый педагогический работник заполняет на себя портфолио, в котором представляет результаты своей работы. Эти результаты обсуждаются на заседании комиссии по рассмотрению представленных показателей, которая и определяет количество баллов, набранных тем или иным учителем. Затем баллы всех учителей суммируются, и на это число делится стимулирующая часть зарплаты (те самые 33%, о которых я говорила выше). Определив таким образом «стоимость» каждого балла, легко посчитать, сколько «стимулирующих денег» заработал за отчетный период тот или иной учитель. Система в целом достаточно сложная, но она работает.

 Надо отметить, что наибольшее количество жалоб в адрес министерства приходит как раз по поводу распределения стимулирующей части зарплаты, при этом учителя жалуются на необъективность со стороны директоров школ, которые, как правило, возглавляют комиссии. Мы, в принципе, предполагали, что в работе комиссий возможны всякого рода перекосы, связанные с поощрением «своих» и ущемлением прав «чужих». Поэтому с самого начала рекомендовали, чтобы председателями комиссий были не директора школ, чтобы в состав комиссий входили представители профсоюзных организаций, родительской общественности, учителя-новаторы. Но рекомендации рекомендациями, а в реальности в большинстве школ республики комиссии возглавляют как раз директора, а членами комиссии являются завучи школ.

  Хочу подчеркнуть, что мы с вами говорим о начисленных зарплатах, на руки же педагоги получают меньше (минусуется подоходный налог — 13% — и профсоюзные взносы — 1%). Средняя начисленная зарплата учителя в Дагестане за I квартал текущего года составляет 15501,2 рубля (официальные статистические данные Росстата).

  Рассказывая о зарплатах учителей, видимо, следует также сказать несколько слов о льготах, предусмотренных для них. Речь идет о компенсации расходов на коммунальные услуги. 28 января 2011 года вышло постановление правительства РД №20, которое претерпело ряд редакций. В нем говорится о том, что учителям, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа, а также педагогам-пенсионерам, стаж работы которых в образовательных учреждениях составляет не менее 10 лет, компенсируются расходы на оплату жилых помещений и частично на коммунальные услуги (в частности, педагогам компенсируют не все расходы по оплате электроэнергии, а лишь ту часть, которая идет «на нужды освещения жилых помещений»). Траты же, связанные с отоплением жилья, компенсируются полностью независимо от используемого топлива (уголь, газ, электроэнергия).  Важный момент. К нам часто обращаются учителя с жалобами на то, что местные администрации не выделяют им денег на указанные расходы. Мы объясняем им, что все правильно, денег на эти расходы им никто выделять не обязан, поскольку речь идет о компенсационных выплатах. И чтобы претендовать на возмещение указанных расходов, учитель сначала должен предоставить документы, подтверждающие наличие затрат, которые затем будут компенсированы через органы социальной защиты.

  Чтобы посмотреть, как механизмы начисления зарплаты учителям работают на местах, корреспонденты «НД» выехали в Карабудахкентский район, где встретились с заместителем главы администрации района — руководителем финансового управления Абубакаром Шахманаевым.

 По его словам, увеличение зарплат педагогическим работникам, связанное с реализацией майских указов Путина, достаточно весомо. «До декабря прошлого года, — отметил при этом Шахманаев, — средняя зарплата по району составляла около 11 тысяч рублей. В декабре было очередное повышение, мы подняли зарплату учителям до 13 тысяч. Ну а сегодня педагоги района в среднем получают около 16 тысяч рублей. При этом среднемесячный фонд оплаты труда педагогам по району составляет 39 млн рублей на 29 школ».

  У нас есть школы, — рассказал далее Шахманаев, — где учителей высшей категории больше, чем в других, а в некоторых преобладает число учителей без категории или первой категории. Соответственно, в первых средняя зарплата значительно выше. Что касается стимулирующих надбавок, то в некоторых школах их начисляют ежемесячно, в других — ежеквартально, все зависит от того, какое решение приняла сама школа. Мы контролируем вопрос с зарплатами в районе, пока денег в бюджете хватает. Но еще одно такое масштабное повышение районный бюджет не выдержит.

  Привел Шахманаев и конкретные примеры учительских зарплат (по просьбе корреспондентов «НД» была проанализирована ситуация в трех учебных заведениях района).

   Школа-гимназия. Гаджиева Джамиля Набиюлаевна, учитель русского языка высшей категории. Ставка с учетом сельской местности — 9600 руб., количество часов — 26 (1,44 ставки). С учетом классного руководства, заведывания кабинетом, проверкой тетрадей выходит 22976 руб. Если бы она работала бы на одну ставку, выходило бы 15900 руб. Если же говорить о педагогах высшей категории в целом, их зарплаты по району составляют в среднем 15500 руб. Учитель первой категории по русскому языку Абужаева Раятханум Магомедмурадовна.  Ставка с учетом сельской местности — 8930 руб., 25 часов преподавания. В итоге с учетом всех надбавок она получает 18497 руб. При одной ставке она бы получала 13403 руб.   Учитель без категории Пашаева Аида Ругутдиновна. Ставка с учетом сельской местности — 8269 руб., часов преподавании — 20, зарплата — 13001 руб. В среднем за одну ставку —11700 руб.

   По словам главного бухгалтера школы-гимназии Мариям Устаровой, комиссией по начислению баллов руководит директор. В комиссию входит шесть членов — заместители директора и председатель профсоюзной организации. Почетным работникам образования в этой школе предусмотрена надбавка в 20% к зарплате, которая выплачивается из фонда стимулирующих выплат. При подсчете баллов из общей суммы стимулирующих выплат отнимается сумма надбавки за почетное звание, а остальная сумма делится на количество баллов и выводится стоимость одного балла.

  Гурбукинская средняя школа. Здесь средняя зарплата на ставку составляет 17800 рублей, 18200 рублей — средняя зарплата по школе.

  Учитель высшей категории Абдуллаева Зубайдат Магомедовна, учитель начальных классов. Ставка — 9600 руб., нагрузка — 13 часов (0,7 ставки), плюс домашнее обучение (за 8 часов — 5120 рублей), в итоге выходит 13573 рубля.

Идзиева Наврат Абдуллаевна, учитель русского языка первой категории. Базовая часть зарплаты — 8930 рублей, 28 часов нагрузки. Надбавка — только за проверку тетрадей, в итоге выходит 14859 рублей.

Учитель без категории Ханапиев Ханапи Сагидпашаевич. Ставка — 8268 рублей, 11 часов преподавания, в итоге с надбавками 10105 рублей без стимулирования. Школа №1 селения Карабудахкент. Средняя зарплата — 15600 рублей на ставку, 12800 рублей в среднем по школе (чтобы не утомлять читателей обилием цифр, зарплату отдельных учителей мы решили не приводить. — «НД»).

  От редакции. Многие авторы обращений в редакцию интересуются, почему зарплаты учителей в Дагестане значительно ниже, чем в других регионах? Из сказанного выше очевидно, что данное обстоятельство напрямую связано с тем, что средняя зарплата в республике практически самая низкая в России. По итогам прошлого года она составила 13822,5 рубля. Ориентир 2013 года (эта цифра была озвучена на коллегии Министерства экономики РД) — 15432,6 рубля. Именно к этой цифре должна быть привязана зарплата дагестанских бюджетников в этом году (с начала года ориентиром для «бюджетной» зарплаты в республике служит другая цифра — 14887,3 рубля, очевидно, предварительная). Правда, итоги первых месяцев этого года внушают надежду на то, что итоговые цифры окажутся ощутимо выше намеченных ориентиров. Так (об этом министр экономики РД Раюдин Юсуфов сообщил в ходе своей пресс-конференции), за январь-апрель текущего года среднемесячная зарплата в республике поднялась до 15619 рублей, увеличившись на 15,8%. Между тем до остальных регионов России нам по-прежнему далеко — средняя зарплата в стране в 1,9 раза выше, чем в Дагестане. Для того чтобы ликвидировать это отставание, республике необходим мощный рывок (в противном случае на средние показатели мы выйдем не раньше, чем через 20—30 лет). В настоящее время руководство республики пытается добиться от Москвы создания федеральной целевой программы по Дагестану, справедливо полагая, что иначе нам необходимый рывок не обеспечить.

  Источники «НД» в правительстве говорят о том, что предварительная договоренность с Москвой по этому вопросу достигнута, предполагается, что окончательное решение будет принято в ходе предстоящей встречи врио главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с президентом России Владимиром Путиным.

  P.S. В продолжение темы мы готовы выслушать учителей, у которых есть факты некорректного начисления заработной платы, и разобраться в них.

 

Андрей Меламедов

"Новое дело"


Опубликовано:6 Сентября 2013
Обновлено:6 Сентября 2013

Другие новости

5 Октября 2020
Первые лица Дагестана рассказали о своих учителях

В преддверии прекрасного профессионального праздника работников сферы школьного образования – Дня учителя редакция сетевого издания «Мирмол» решила узнать, все ли помнят своего первого учителя и какое самое яркое воспоминание осталось у них

читать далее
17 Июля 2020
Дагестан стал лидером среди регионов РФ по количеству центров образования "Точка роста"

Республика Дагестан заняла первое место в стране по количеству открытых и открывающихся в 2020 году центров образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста".

читать далее
8 Июля 2020
Как не «сорваться» на ЕГЭ

У выпускников начались экзамены, а вместе с ними – и череда стрессов. А для успешной сдачи важно не только подготовиться к предмету, но и суметь справиться с волнением.

читать далее
5 Июня 2020
ЕГЭ-2020: а в маске можно?

Отзвенел последний звонок, и началась самая напряженная пора – пора ожидания и сдачи единых государственных экзаменов. В отличие от последнего звонка, прошедшего в режиме онлайн, ЕГЭ пройдет в оффлайн.

читать далее
Навигация
Официальный сайт президента РД
Официальный сайт Правительства Республики Дагестан
Официальный сайт министерства образования и науки РФ

Опрос

Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг
неудовлетворительно, не устраивает (взаимодействие с участниками образовательного процесса не обеспечено)
плохо, не соответствует минимальным требованиям (обеспечена работа телефона горячей линии по вопросам оказания образовательных услуг)
удовлетворительно, но со значительными недостатками (обеспечена работа телефона горячей линии, взаимодействие с участниками образовательного процесса обеспечено по электронной почте)
в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (обеспечена работа телефона горячей линии, налажено взаимодействие по электронной почте, на сайте организации функционирует гостевая книга)
отлично, полностью удовлетворен(а)
Результаты
Всероссийская олимпиада школьников ЕГЭ Портал государственных и муниципальных услуг Официальный интернет-портал правовой информации